Толерантное отношение к детям с ОВЗ
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ИНВАЛИДАМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
В развитии ребенка с ограниченными возможностями немаловажную роль играют факторы среды, углубляющие или компенсирующие первичные дефекты развития. К числу социальных факторов отклонений развития у детей относится уровень толерантности, терпимости к нестандартным детям. Эффективность реабилитационной работы зависит от отношения специалистов и рядовых членов общества к тому, что дети с ограниченными возможностями тоже имеют способности и равные права со здоровыми. В последнее время проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия. В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г. подчеркивается, что одним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии….». В статье признано, что «толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это, прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства»
В нашей стране достаточно широко развита сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.
Однако в настоящее время в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательных организациях по месту жительства".
Право ребенка с ОВЗ на получение образования может быть реализовано путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.
В связи с этим, одной из центральных задач в развитии образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей толерантности.
Процесс формирования толерантного отношения участников образовательного процесса к детям с особыми нуждами осуществляется с одной стороны руководителем образовательного учреждения (далее - ОУ) а с другой - специалистами и педагогами.
Усилия администрации и педагогического коллектива ОУ, осуществляющего интегрированное обучение, должны быть направлены на преодоление отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с ОВЗ.
Важное место в реализации работы по формированию толерантного отношения к лицам, имеющим нарушения в развитии, отводится в первую очередь специалистам психологической службы, которые работают в тесном взаимодействии с педагогами ОУ и логопедами.
Основной целью совместной деятельности является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с ОВЗ и их индивидуальными возможностями, создание условий для социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение обучающихся.
Условием реализации потенциальных возможностей детей является создание для каждого учащегося благоприятной социально-психологической обстановки доверия и доброжелательности, снятие страха и неприятия учебной ситуации, организация сотрудничества и обеспечение свободы выбора сферы деятельности для социализированных форм самопроявления.
В рамках работы, по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ, педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:
1. Диагностика:
оценка учебной и социальной микросреды для организации оптимальных условий обучения и развития ребенка;
изучение особенностей когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативно-поведенческой и личностной сфер ребенка с отклонениями в развитии.
2. Консультирование:
психологическое просвещение учителей, консультирование и оказание помощи педагогам в реализации индивидуальных развивающих программ, организации взаимодействия между детьми в учебном процессе;
формирование адекватного воспитательного подхода к ребенку с ОВЗ, улучшение эмоционального контакта с ним, соотнесение возможностей ребенка с требованиями учебного процесса.
3. Коррекция:
проведение занятий по коррекции эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих и личностных нарушений, выявленных у «особых» детей;
разработка методических рекомендаций, направленных на коррекцию выявленных нарушений у детей с последующим ознакомлением учителей с анализом полученных данных.
Психолог образовательного учреждения объединяет в своей деятельности три функциональные нагрузки и работает с тремя субъектами: детьми, педагогами, родителями.
Взаимодействие педагога-психолога с педагогами.
В тесной связи с психологической службой находится логопед, осуществляющий работу по внедрению индивидуальных развивающих программ у детей с ОВЗ с нарушениями речевого развития.
Совместным видом деятельности с другими специалистами является проведение ППк, где тщательно отслеживается динамика развития детей и даются рекомендации по дальнейшему образовательному маршруту.
В среде толерантного отношения к детям с ОВЗ при коррекционно-развивающей работе логопедом поэтапно решается ряд основных задач:
· знакомство педагогов и родителей с особенностями развития, своеобразием детей-инвалидов и детей с отклонениями в речевом развитии методами работы с ними;
· проведение, семинаров, "круглых столов", направленных на формирование толерантной культуры личности;
· формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей с ОВЗ когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей.
При повседневной работе в смешанных группах логопедом особое значение отводится:
· формированию у окружающих воспитанников эмпатии (понимания);
· умению конструктивно строить общение с детьми, имеющими ярко выраженные речевые нарушения;
· развитию чувства ответственности за себя и свои поступки;
· прививанию детям с ОВЗ понимать и осознавать себя и свои особенности;
· стремлению меньше провоцировать интолерантное отношение к себе со стороны окружающих.
В рамках образовательного учреждения педагогами могут и должны проводиться различные мероприятия, приуроченные ко дню инвалида, а именно, тематические конкурсы рисунков, спортивные соревнования с участием детей с ОВЗ.
Факторы, не способствующие толерантному отношению к детям с ОВЗ:
· отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для воспитанников с особыми образовательными потребностями;
· отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения;
· неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
· нежелание многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;
· неадекватное восприятие нормально развивающимися детьми сверстников с ОВЗ;
· трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей. Взаимодействие детей «нормы» и детей с ОВЗ обеспечивает огромное преимущество как для первых, так и для последних
Преимущества инклюзивного образования в современном образовательном пространстве
Для реализации процесса успешного формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в рамках инклюзивного образования в ДОУ появляется необходимость в решении следующих задач:
- изучение особенностей формирования толерантности у детей с нормальным развитием;
- выявление особенностей развития толерантности у детей с ограниченными возможностями здоровья;
- определение психолого-педагогических условий, методов и средств, необходимых для формирования толерантности у детей в условиях инклюзивного образования;
- разработка и апробация психолого-педагогических программ, способствующих формированию толерантности у детей в рамках инклюзивного образования.
Также возникает необходимость в изменении отношения самих педагогов к возможностям детей с особыми образовательными потребностями обучаться в условиях обычного детского сада без коррекционных групп. Для реализации этого вопроса важно сформировать у них потребность в повышении психолого-педагогической компетентности .
В ходе формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ нельзя пренебрегать условиями, в которых протекает данный процесс. Наличие самой атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде играет важную роль. В свою очередь, социуму необходимо восполнить недостаток знаний и отсутствие опыта контактов с данной категорией населения, а также в корне изменить свое восприятие этих людей .
Таким образом, поиск эффективных путей и средств инклюзии детей с ограниченными возможностями является важной задачей не только специалистов, работающих в данной области, но и всего общества в целом. Наша задача – сформировать новый тип гражданина, обладающего высокими нравственными качествами, уважающего права и достоинства других граждан, а также проявляющего заботу и толерантность по отношению к другим, и в особенности к лицам с ограниченными возможностями. Толерантность – есть не что иное, как основополагающий принцип инклюзивного образования.
Исследования в данной области могут послужить теоретической базой для создания концепции современного образования, а также формирования современного инклюзивного российского общества.
Формирование доброжелательного отношения общества к семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов
Формирование доброжелательного отношения общества к семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов. Самый большой урок в мире.
Часто, проходя мимо человека в инвалидной коляске, непохожего на нас, мы отворачиваем голову, чтобы не встретиться глазами с ним и с человеком, который его сопровождает. Мы предпочитаем "не заметить". Так проще. Так спокойнее морально, эмоционально. Да и, вообще, у каждого свои проблемы. Ведь, по большому счету, это государство должно заботиться о таких людях с физическими и умственными заболеваниями. Государство, которому мы исправно платим налоги.
Если в России погулять по паркам и улицам, то складывается впечатление, что у нас самая здоровая нация. Нигде не увидишь людей на колясках и "особых" деток, играющих на игровых площадках. А почему они туда не выходят? Некоторые не могут физически, а некоторые чувствуют молчаливое "отягощение" у окружающих от своего присутствия. К чему это все ... Да просто, чтобы в следующий раз, повстречав "особого" ребенка в поликлинике или на улице, мы не отводили взгляда, а улыбнулись ему и его маме. Это так мало, но может дать им очень многое...
Эти дети живут совсем рядом с нами. Но их стараются не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в прокрустово ложе всеобщей похожести. Дети-инвалиды не абстрактные единицы, а реальные дети, имеющие лицо и характер. В тяжелых условиях, порой, катастрофической инвалидности, как бы на иссушенной почве, они живут свою единственную и неповторимую жизнь. Их тело, в случае серьезных, множественных нарушений развития, способное своим видом вызывать отторжение у здоровых людей; душа, живущая в предельной скудости возможностей, зачаточный интеллект (если речь идет о детях с серьезными нарушениями) – все это есть единственное, чем они владеют, это все, что им дано, что они знают – с первого дня и до конца жизни.
Обслуживание инвалидов – проблема, которой во всем мире придается огромное значение. Сегодня мы много говорим о милосердии. Но почему же нередко мы бываем так бездушны к горю людей, живущих рядом и нуждающихся не меньше в нашей поддержке, внимании и заботе? Как ни прискорбно это, нынешнее время еще далеко не стало порой торжества милосердия, помощь до нежелания это делать.
1.Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
2. Делай другим добро - будешь и сам без беды.
3.Что желаешь самому себе, того же желай и другим.
Известные люди с ограниченными возможностями. Вы слышали про этих выдающихся людей?
Михаил Илларионович КУТУЗОВ (1745 – 1813). Прославленный русский полководец. Был тяжело ранен пулей, пробившей левый висок и вышедшей у правого глаза, который был поврежден.
Людвиг ван БЕТХОВЕН (1770 – 1827). Великий немецкий композитор и пианист, представитель «венской классической школы». В 44 года полностью теряет слух, но еще 13 лет, до самой смерти, продолжает писать музыку.
Франклин Делано РУЗВЕЛЬТ (1882 – 1945). 32-й президент Соединенных Штатов Америки. В 1921 года переболел полиомиелитом, в результате чего были парализованы ноги, и он не мог отойти от инвалидной коляски. Но в 1928 году был избран губернатором штата Нью-Йорк, потом переизбран, а в 1932 году победил в президентской кампании.
Стивен Уильям ХОКИНГ (род. в 1942 г.). Английский физик-теоретик и космолог, создатель и руководитель Центра теоретической космологии в Кембридже, популяризатор науки. В 20 лет у него стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. В 1985 году перенес тяжелое воспаление легких. После серии операций ему была удалена трахея, и он утратил способность говорить. Некоторую подвижность сохранял лишь указательный палец на правой руке. Впоследствии подвижность осталась лишь в одной мышце щеки, напротив которой закреплён датчик. С его помощью физик управляет компьютером, с помощью которого может общаться с окружающими.
Сергей Валентинович ШИЛОВ (род. в 1970 г.). Шестикратный паралимпийский чемпион. Семикратный чемпион Мира по лыжным гонкам. Четырёхкратный чемпион Европы. Трехкратный обладатель Кубка Мира по лыжным гонкам. Неоднократный призёр чемпионатов Европы по лёгкой атлетике и других соревнований. Заслуженный мастер спорта России. В автокатастрофе получил тяжелую травму с перелом грудных позвонков. В 1990 году вернулся в большой спорт: участник пяти Летних и призер четырех Зимних Паралимпийских игр (1992 – 2010 гг.).
Диана ГУРЦКАЯ. Российская эстрадная певица и общественный деятель, Заслуженная артистка России. От рождения незрячая. Окончила школу-? интернат для незрячих и слабовидящих детей в Тбилиси. Одновременно убедила преподавателей музыкальной школы, что сможет учиться игре на фортепиано. В 1995 стала одним из победителей музыкального конкурса «Ялта — Москва — Транзит». Окончила Эстрадное отделение московского Музыкального училища имени Гнесиных, окончила Институт современного искусства и поступила в магистратуру факультета искусств МГУ им. Ломоносова.
Нико ВУЙЧИЧ (род. в 1982 г.). Австралийский христианский проповедник и общественный деятель. Всемирно известный «мотивационный спикер». Его выступления обращены к детям и молодёжи, в надежде на активизацию в них поиска смысла жизни и развития своих способностей. Родился с синдромом тетраамелии (редкое наследственное заболевание, приводящее к отсутствию четырёх конечностей).
Николай Островский ( 1904 – 1936) Автор романа «Как закалялась сталь». С 1927 года и до конца жизни Островский был прикован к постели неизлечимой болезнью. По официальной версии, на состоянии здоровья Островского сказались ранение и тяжёлые условия работы. Окончательный диагноз — «прогрессирующий анкилозирующий полиартрит, постепенное окостенение суставов». Современные врачи на основании сохранившихся данных о состоянии здоровья писателя и течении его болезни выдвигают гипотезу, что Островский был болен анкилозирующим спондилоартритом, известным также как болезнь Бехтерева, который мог носить наследственный характер.
Толерантность необходима по отношению к людям с ограниченными возможностями.
Паралимпийские игры: История, развитие, герои…
История Олимпийских игр хорошо известна многим. К сожалению, гораздо меньше известны Параолимпийские, или, как принято писать, Паралимпийские, игры — олимпиады для людей с физическими недостатками, ограниченными возможностями.
Основатель паралимпийского движения, выдающийся нейрохирург Людвиг Гуттман (1899—1980), родился в Германии. Долгое время работал в больнице города Бреслау. В 1939 году эмигрировал в Англию. Его медицинский талант был очевиден и скоро оценён по достоинству: по поручению правительства Великобритании в 1944 году он открыл и возглавил Центр спинномозговой травмы при больнице небольшого городка Сток-Мандевиль в 74 км от Лондона. Используя свои методики, Гуттман помог многим раненным в боях Второй мировой войны солдатам вернуться к нормальной жизни после тяжелейших ранений и травм. Важное место в этих методиках отводилось спорту.
Именно в Сток-Мандевиле в 1948 году Людвиг Гуттман провёл соревнования по стрельбе из лука среди спортсменов на колясках — в Лондоне в то же самое время открывались Олимпийские игры. В 1952-м снова одновременно с очередной Олимпиадой он организовал первые международные соревнования с участием 130 спортсменов-инвалидов из Англии и Голландии. А в 1956-м за организацию следующих крупных соревнований людей с ограниченными возможностями Гуттман получил награду Международного олимпийского комитета — Кубок Фернли за вклад в развитие олимпийского движения.
Настойчивость Гуттмана увенчалась успехом. Сразу после Олимпиады-1960 в Риме состоялись первые летние Паралимпийские игры, а с 1976 года регулярно проводятся и зимние.
За выдающиеся заслуги в деле спасения людей от недугов телесных и душевных, оказания помощи в восстановлении их ощущения гражданской полноценности, достоинства, Гуттман получил рыцарское звание и высшую награду — орден Британской империи.
Безусловно, они все — спортсмены-паралимпийцы — герои, потому что не смирились с участью, уготованной судьбой. Они переломили её и победили. И совсем не важно, увенчана ли их победа официальной наградой. Но прежде стоит вспомнить предшественников современных героев паралимпийских игр.
Джордж Эйсер (США). Родился в 1871 году в Германии, на родине гимнастики — может быть, потому и выбрал этот вид спорта, продолжая им заниматься в США, куда эмигрировала его семья. Добился первых успехов и — трагедия. Попал под поезд, потерял левую ногу. На деревянном протезе продолжал готовиться к Олимпийским играм, которые должны были пройти в его городе Сент-Луисе.
И когда они состоялись, Эйсер — гимнаст на деревянном протезе — выиграл золотые медали в упражнениях на брусьях, в опорном прыжке и в лазании по канату. Кроме того, завоевал серебряные награды на семи снарядах и бронзовую на перекладине.
Оливер Халасси (Венгрия) — серебряный призёр Олимпиады-1928 в Амстердаме, олимпийский чемпион 1932 года в Лос-Анджелесе и предвоенной Олимпиады в Берлине 1936 года. В детстве потерял ногу ниже колена, попав под машину. Инвалидом себя признавать категорически отказывался, тренируясь в плавании и водном поло.
В 1931 году Оливер стал чемпионом Европы в плавании на 1500 м, а в 1931, 1934 и 1938 годах в составе сборной Венгрии завоевал звание чемпиона Европы по водному поло. Чемпионом своей страны в плавании он был 25 раз (!) — на дистанциях от 400 до 1500 м.
В нашей стране Оливера Халасси почти не знают, сведения о нём в спортивных книгах отсутствуют. Причина в том, что в 1946 году он погиб от руки солдата Советской Армии. По одной из версий, спортсмен пытался остановить мародёров около своего дома. Через несколько дней у его жены родился их третий ребёнок.
Карой Такаш (Венгрия) (1910—1976). Олимпийский чемпион в Лондоне-1948 и Хельсинки-1952. Такаш был военным, но в 1938 году его армейская карьера оборвалась разрывом в правой руке бракованной гранаты.
Карой быстро переучился стрелять левой рукой: уже на следующий год после трагедии — в 1939-м — он стал чемпионом мира в составе сборной Венгрии. На Олимпиаде-1948 в Лондоне Такаш поразил всех, выиграв «золото» в своём коронном виде — стрельбе с 25 м из скорострельного пистолета. Перед схваткой аргентинец Карлос Диас Валенте, считавшийся фаворитом в этом виде, не без иронии поинтересовался у Такаша, зачем он приехал на Олимпиаду. Такаш кратко ответил: «Чтобы учиться». Во время награждения Карлос, занявший второе место на пьедестале почёта, искренне признался ему: «Ты хорошо научился».
Свой успех Такаш повторил на Олимпиаде в Хельсинки-1952, он был первым в истории Олимпийских игр двукратным чемпионом. Выступал и на следующих играх, но стать чемпионом трёх олимпиад подряд не удалось.
Ильдико Уйлаки-Рейто (Венгрия) (род. в 1937 г.). Участница пяти олимпиад, двукратная чемпионка Олимпиады в Токио-1964, обладательница семи медалей. Знаменитая фехтовальщица, одна из сильнейших за всю историю спортивного фехтования, родилась глухой. Физический недостаток компенсировался невероятной реакцией. Фехтованием начала заниматься с 15 лет. Тренеры, немедленно оценившие потрясающий талант девушки, общались с ней письменно, записками передавая указания.
Любимым оружием Ильдико была рапира. В 1956 году она стала чемпионкой мира среди юниоров, через год выиграла взрослый чемпионат Венгрии, в 1963-м — чемпионка мира. На своих первых Олимпийских играх в Риме-1960 она завоевала серебряную медаль в командном первенстве, а в Токио-1964 поднялась на вершину карьеры: два «золота», в личном и командном зачёте. На следующих двух Олимпиадах выиграла ещё четыре медали — две серебряные и две бронзовые. В 1999 году Ильдико стала чемпионкой мира среди ветеранов.
Лиз Хартел (Дания) (1921—2009). Серебряный призёр Олимпиады-1952 в Хельсинки и Олимпиады-1956 в Мельбурне (Стокгольме)1. Хартел с детства любила лошадей и увлекалась выездкой. Однако после рождения дочери заболела полиомиелитом и была частично парализована. Но любимый спорт не бросила и прекрасно ездила верхом, хотя забраться в седло и покинуть его без помощи не могла.
До 1952 года к участию в Олимпийских играх по конному спорту допускали только мужчин, в основном это были военные. Но правила изменили, и женщины получили право выступать на конно-спортивных турнирах любого уровня наравне с мужчинами. На Олимпиаде-1952 в Хельсинки среди участников состязаний в выездке были четыре женщины. Лиз выиграла серебряную медаль и стала первой женщиной-призёром олимпийских соревнований в конном спорте. На Играх 1956 года она повторила свой успех.
Лиз Хартел прожила яркую, насыщенную жизнь. Вырастила двоих детей, занималась тренерской работой и благотворительностью, основала специальные лечебные конно-спортивные школы в разных странах. Лечебно-реабилитационное направление конного спорта — иппотерапия — благодаря ей популярно во всём мире.
Сэр Мюррей Халберг (Новая Зеландия) (род. в 1933 г.) В юности Халберг играл в регби и во время одного из матчей получил тяжёлую травму. Несмотря на продолжительное лечение его левая рука осталась парализованной. Мюррей занялся бегом и уже через три года стал чемпионом страны. На Олимпиаде-1960 в Риме он победил на дистанции 5000 м, а на 10 000 м был пятым. В 1961 году Мюррей установил четыре мировых рекорда, а в 1962-м стал двукратным чемпионом Игр Содружества2 в беге на три мили. Он завершил карьеру на Олимпиаде-1964 в Токио, где финишировал седьмым на дистанции 10 000 м. Оставив спорт, Халберг активно занялся благотворительностью. Фонд «Халберг Траст» помогает детям-спортсменам с ограниченными возможностями.
В 1988 году Халберг получил рыцарское звание, а в 2008-м — высшую награду страны — орден Новой Зеландии. Премии имени Халберга ежегодно вручаются самым успешным новозеландским спортсменам.
Терри Фокс (Канада) (1958—1981) — национальный герой страны. Он не участвовал в Паралимпийских играх, но вдохновил на подвиги многих спортсменов-паралимпийцев. Потеряв ногу в 18 лет после операции, связанной с раком, через три года он пробежал на протезе «марафон надежды» по своей стране, собирая средства на исследования рака. За 143 дня преодолел более 5000 км.
Летние
Баскетбол на колясках. Самый первый игровой вид, который был представлен на летних Играх. В командах по пять игроков; правила, за исключением того, что игроки передвигаются на колясках, близки к обычным. В Пекине-2008 победителями стали баскетболисты Австралии.
Бильярд. Классический бильярд — снукер в версии для колясочников был представлен на Играх в 1960 году одним мужским видом. Золотым и серебряным призёрами стали англичане. Правила принципиально не отличаются от обычных.
Борьба. Паралимпийская борьба ближе к вольной, участники распределяются по весовым категориям. Сильнейшими в этом виде были американцы: в 1980 году они выиграли восемь золотых медалей, а в 1984-м — семь. Возможно, по этой причине борьбу заменили на дзюдо.
Бочче. Вариант греческой игры с мячом. Правила просты: кожаный мячик надо бросить как можно ближе к контрольному белому мячику. В соревнованиях участвуют спортсмены с тяжёлыми формами инвалидности, мужчины и женщины вместе; есть индивидуальные, парные и командные варианты.
Велоспорт. Правила не адаптированы специально для спортсменов с инвалидностью, но введено дополнительное защитное снаряжение. Колясочники соревнуются на колясках-велосипедах с ручным приводом, спортсмены с нарушениями зрения — на велосипедах-тандемах в парах со зрячими помощниками. Участвуют мужчины и женщины. Современная программа включает шоссейные гонки, а также трековые виды: командные, индивидуальные, гонки преследования и др.
Волейбол. Есть две разновидности — стоя и сидя. В Пекине Россия в этом виде выступала впервые и выиграла бронзовые медали.
Голбол. Игра с мячом для слепых спортсменов, в которой нужно закатить в ворота противника большой мяч с бубенчиком внутри.
Гребля академическая. Соревнования проводятся по четырём видам: мужские и женские лодки-одиночки (участвуют спортсмены, работающие только руками), смешанные двойки (руками и корпусом) и смешанные четвёрки (ногами).
Дартс. Этот вид в версии для колясочников был представлен на Паралимпийских играх с 1960 по 1980 год, но не исключено, что он вернётся в программу.
Дзюдо. В паралимпийском варианте слепые борцы (и мужчины и женщины) захватывают друг друга до сигнала о начале схватки. В Пекине золотую медаль, первую для России, завоевал Олег Крецул.
Лёгкая атлетика. Бег, прыжки, метания, многоборье, а также специфические виды — гонки на колясках. В Пекине было представлено 160 видов программы. Первое место у Китая — 77 медалей (31 золотая).
Конный спорт. Соревнования проводятся по обязательной программе, произвольной и командные. В Пекине участвовали 70 спортсменов, в том числе два представителя России. Вне конкуренции была команда Великобритании — 10 медалей (5 золотых).
Лаун-боул (игра в шары). Игра напоминает одновременно гольф и боулинг, изобретена в Англии в XII веке, входила в Паралимпийские игры с 1968 по 1988 год. Сильнейшими неизменно были спортсмены Великобритании.
Настольный теннис. Участвуют колясочники (шарик, пересекающий после отскока боковую сторону стола, не засчитывается) и ампутанты, есть одиночные и командные соревнования. В Пекине вне конкуренции были хозяева — 22 медали (13 золотых).
Парусный спорт. Мужчины и женщины соревнуются вместе в трёх классах судов. В Пекине по одной золотой медали у паралимпийцев США, Канады и Германии.
Плавание. Правила близки к обычным, но есть изменения. Так, слепым пловцам сообщают о касании стенки бассейна. Имеются три варианта старта: стоя, сидя и из воды.
Регби на колясках. Хотя участвуют и мужчины и женщины, игра отличается жёсткостью и бескомпромиссностью. Используется волейбольный мяч, который можно нести и передавать руками. Регби на колясках объединяет элементы баскетбола, футбола и хоккея с шайбой, а играют в него на баскетбольной площадке. Используются специальные коляски, смягчающие удары при столкновениях. В Пекине «золото» выиграла команда США.
Силовые виды. Наибольшее распространение получил пауэрлифтинг — жим штанги лёжа. В Пекине китайцы стали лучшими, выиграв 14 медалей (9 золотых).
Стрельба из лука. Первый паралимпийский вид — именно с него начались соревнования колясочников, организованные Людвигом Гуттманом в Сток-Мандевиле. Программа включает командные соревнования, стрельбу стоя и сидя в коляске.
Стрельба пулевая. Колясочники стреляют сидя в коляске и лёжа. Спортсмены делятся на две категории: те, кто пользуется, и те, кто не пользуется дополнительной опорой для рук. Есть мужские, женские и смешанные виды.
Танцевальный спорт. Соревнования по танцам на колясках делятся на три вида — в коляске партнёр, в коляске партнёрша и в колясках оба танцора.
Теннис на колясках. Проводятся мужские и женские, одиночные и парные соревнования. Основное отличие от обычного тенниса — допускаются два отскока мяча от площадки.
Фехтование на колясках. Первый вид, адаптированный для спортсменов с ограниченными возможностями. Принципиальная особенность — коляски закрепляются на специальной площадке, и вместо движений ног используется работа корпуса или только руки.
Футбол 7х7. Соревнования спортсменов с церебральным параличом и другими неврологическими нарушениями, степень инвалидности строго оговаривается правилами: нарушения должны препятствовать нормальной игре, причём допускаются нарушения движения, но необходимо сохранять нормальную координацию в положении стоя и при ударе по мячу. Кроме уменьшенных размеров площадки и меньшего числа игроков отсутствует правило «вне игры» и разрешено вбрасывание одной рукой. Играются два тайма по 30 минут. Российские футболисты — чемпионы Паралимпиады в Сиднее-2000, призёры 1996, 2004 и 2008 годов.
Футбол 5х5. Игра для слепых и слабовидящих спортсменов; близка к голболу, но играют стоя. В команде четыре игрока, а ворота защищает зрячий тренер-вратарь, который руководит действиями. Игра с мячом-погремушкой продолжается 50 минут. В одной команде могут быть слепые и слабовидящие игроки; для всех, кроме вратаря, обязательны повязки на глазах.
Зимние
Биатлон. В 1988 году в соревнованиях участвовали только мужчины с нарушениями нижних конечностей. В 1992 году были добавлены виды для спортсменов с нарушением зрения, что стало возможным благодаря специальному звуковому электрическому оборудованию, созданному в Швеции. Диаметр мишени для спортсменов с нарушением зрения — 30 мм, для спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 25 мм. За каждый промах назначается штрафная минута.
Винтовки спортсменов находятся на стрельбище, и их не надо носить на себе. Стрельба только лёжа. Спортсменам с нарушением зрения полагается проводник, который помогает им занять позицию и зарядить винтовку.
Лыжные гонки. Сначала участвовали спортсмены с ампутацией (использовали специальные приспособления для палок) и с инвалидностью по зрению (проходили дистанцию с проводником). С 1984 года в лыжных гонках состязались и спортсмены-колясочники. Они перемещались на сидячих лыжах-салазках — сиденье закреплено на высоте около 30 см на двух обычных лыжах — и держали в руках короткие палки.
Горные лыжи. Изобретён трёхлыжный слалом: спортсмены спускаются с горы на одной лыже, пользуясь двумя дополнительными лыжами, закреплёнными на концах палок. Соревнования на монолыже предназначены для колясочников и напоминают сноубординг. В Турине-2006 было 24 вида программы, по 12 для мужчин и женщин.
Кёрлинг на колясках. В отличие от традиционного кёрлинга отсутствуют «подметальщики». Команды смешанные, среди пяти игроков должно быть как минимум по одному представителю каждого пола. Спортсмены соревнуются на своих привычных колясках. Камни двигают специальными раздвижными палками с пластмассовыми наконечниками, которые цепляются за ручку камня.
Следж-гонки на льду. Паралимпийский аналог конькобежного спорта для спортсменов-колясочников. Вместо коньков используются сани с полозьями.
Следж-хоккей. Изобретён тремя инвалидами из Швеции, которые занимались спортом на колясках на замёрзших озёрах. Как и в традиционном хоккее, играют шесть игроков (включая голкипера) от каждой команды. Игроки перемещаются по полю на санках; в снаряжение входят две клюшки, одна из которых используется для отталкивания ото льда и маневрирования, а другая для удара по шайбе. Игра состоит из трёх периодов длительностью по 15 минут.
Паралимпийцы, герои нашего времени
За каждым из этих имен — история преодоления, ежедневного подвига, а порой — борьбы за жизнь. Самая большая гордость отечественного спорта, титулованные паралимпийцы в нашей подборке.
Жизнь Михаила Терентьева перевернулась в один день. В январе 1986 года на соревнованиях по лыжному двоеборью он неудачно прыгнул с трамплина и получил тяжелый компрессионный перелом позвоночника. В результате остался парализован ниже пояса. Отчаяние наступило, когда выяснилось, что инвалидных кресел тогда еще в СССР невозможно ни купить, ни достать. Год ползал по квартире на коленях. Шесть лет молодой парень по сути безвылазно провел в четырех стенах. Все изменилось после знакомства с тренером Ириной Громовой. В 1994 году Михаил дебютировал на Паралимпийских играх в Лиллехаммере. В лыжных гонках и соревнованиях по биатлону, на всех дистанциях уверенно занимал первые места. С конца. В Нагано в 1998 году Михаилу удалось завоевать две серебряные медали и одну бронзовую, а на Паралимпийских зимних играх в Солт-Лейк-Сити 2002 года на дистанции 10 км Тереньтев выиграл золото. В Турине в 2006 году Терентьев завоевал бронзовую медаль в биатлоне. Сегодня Михаил – генеральный секретарь Паралимпийского комитета России.
Сергей Шилов оставил большой спорт после полученной в аварии травмы позвоночника. Первые два года Сергей надеялся, что снова встанет на ноги. Потом понял, что чуда не случится. “Об алкоголе я никогда не думал. Меня окружали любящие люди. Я чувствовал ответственность за них”, – говорит Сергей. Шилов с гордостью называет себя универсалом, он участвовал в 10 паралимпиадах: пяти летних и пяти зимних. Шесть раз Сергей становился чемпионом Паралимпийских игр: один раз — в Нагано, три раза — в Солт-Лейк-Сити и два раза — в Ванкувере. “Я прежде всего человек, мужчина. Я должен сам добиваться успеха. Когда такое понимание приходит, то сразу и жизнь меняется, исчезают какие-то ограничения, – уверен чемпион. – Перестаешь жалеть себя”.
Трехкратная параолимпийская чемпионка Анна Анна Миленина, в девичестве Бурмистрова спортом начала заниматься в возрасте 6 лет. Врачи говорили, что ей, с ее родовой травмой, нельзя тренироваться, что спорт ее “попросту угробит”, но мама Анны, сама в прошлом лыжница, настояла на своем. В результате Анна в 14 лет попала в сборную и начала выступать на международном уровне. Главное, считает спортсменка, “не лениться и не жалеть себя”. Лишь единственный раз Анна пропустила спортивные сборы, потому что была на собственной свадьбе.Анна Миленина стала примером для многих людей с ограниченными возможностями. Ей удалось доказать, что инвалидность вовсе не является поводом для того, чтобы сидеть дома и грустить о своей непростой судьбе. Ей удалось многого добиться и всем людям, имеющим проблемы со здоровьем, она советует не отчаиваться и жить полноценной жизнью.
Она бесконечно благодарна своим родителям за то, что когда-то они поверили в неё и отдали в спорт.
Владимир Киселев в возрасте 12 лет попал в аварию. После операции врач сказал ему: “Ничего, ты еще по двору на велосипеде гонять будешь”. Знаменитым велосипедистом Владимир не стал, он стал биатлонистом, двукратным чемпионом Паралимпийских игр-2006. Одну из своих золотых медалей Владимир Киселев подарил тренеру Ирине Громовой, которая верила в его силы, наверное, больше, чем сам спортсмен. Паралимпиада в Турине была первыми зимними Играми Киселева, до этого он занимался легкой атлетикой. В Сиднее Владимир пришел к финишу четвертым. Хотел бросить спорт, не занимался пять лет. Но тренеры, родные, близкие, друзья убедили его вернуться. Говорили, что надо продолжать. И оказались правы.С Паралимпиады в Турине чемпиона Владимира Киселева приехали встречать в аэропорт жена с семилетним сынишкой и… ученики — ребята из ДЮСШ №80. Ведь Владимир не только тренируется сам, но и обучает плаванию детей с ДЦП.
Владимир - обладатель кубка Мира сезона 2005 и 2006 годов в биатлоне.
В 2009 году в Вуокатти (Финляндия) Владимир Киселев стал чемпионом мира по биатлону.
Награжден Орденом Дружбы, лауреат престижнейшей спортивной национальной премии "Слава", лауреат премии Паралимпийского комитета России «Возвращение в жизнь».
День знаний
1 СЕНТЯБРЯ 2020 г. в МАДОУ ЦРР д/с №43 проводился ДЕНЬ ЗНАНИЙ. Это первый праздник в новом учебном году. Мероприятие проходило с учётом норм безопасности в период пандемии COVID-19 на отдельном участке каждой группы. Благоприятная солнечная тёплая погода придавала празднику особенно приподнятое настроение и яркий колорит. К детям в гости приходила ФЕЯ ЗНАНИЙ. С ней вместе ребята весёлой песней проводили тёплое лето. Все с удовольствием вспоминали достоинства этой замечательной поры. Фея Знаний загадывала детям загадки, играла с ними в музыкально-математические игры, пела песни. Дети готовились к празднику. Они выразительно и артистично прочитали стихи, посвящённые началу учебного года, безошибочно отвечали на вопросы в весёлых кричалках, проявили знания в области школьной жизни, сравнили сходства и различия детского сада и школы. Особенно запомнились великолепно исполненные песни, танцы и игры. Прозвучала любимая песня «Детский сад – это домик для ребят». Развеселил и приободрил зажигательный танец «Капитошка». Продемонстрировали высокий интеллект в играх «Зверята», «Цифры», «Дошколята-ученики». Дети прониклись атмосферой праздника, узнали много нового, порадовал себя и присутствующих.
Отчет о проведении операции «Зимующие птицы» МАДОУ ЦРР детскийсад № 43
Руководители: Браславская Галина Васильевна, Гениевская Анжела Васильевна.
Название группы: |
Коррекционная группа № 2(Старший, подготовительный возраст) |
|
Учреждение: |
МАДОУ ЦРР д/с № 43 г. КАЛИНИНГРАДА |
|
Руководители (ФИО, контактный телефон)
|
Браславская Галина Васильевна 8 – 906 – 21 – 25 - 492 Гениевская Анжела Васильевна 8 – 952 – 05 – 84 - 255 |
|
Название отчёта: Операция «Зимующие птицы» |
|
|
Место проведения исследований: |
Территория МАДОУ ЦРР д/с №43 и улица Бульвар Любови Шевцовой |
|
Общее количество детей, принявших участие в акции: |
100 человек |
Птицы – наши друзья, потому что они – важное звено в биоценозах. В трудное время для птиц (зимой) им необходима наша помощь.
Каждый из нас может и должен помочь зимующим птицам. У нас в ДОУ это стало хорошей традицией.
Провели работу среди родителей. И каждый ребёнок нашей группы вместе с папой изготовили и повесили кормушку. Часть родителей сделали кормушки у себя во дворе, а другие – разместили на территории ДОУ так, что наблюдать за птицами можно было из окон групповых помещений.
Кормушки удобны и безопасны для птиц. Вошло в хорошую привычку ежедневно перед выходом на прогулку насыпать корм в кормушки. Накануне выходных оставляли сторожам корм и записку с просьбой покормить птиц.
Малыши усвоили, что подкармливать птиц чёрным хлебом нельзя – это опасно для их жизни.
Влад Кольцов принёс из дома несколько кусочков сала. Мы их повесили на сучки рядом с кормушкой. Влад с гордостью говорил всем детям: «Мои синички прилетели покушать».
Аня Ноздреватова с мамой и маленькой сестричкой каждый вечер насыпают корм в кормушку в своем дворе и наблюдают за птицами.
А Полина Маркетова с бабушкой повесили кормушку на балконе и регулярно наблюдалют за птицами.
Интересно прошла непосредственно образовательная деятельность. Методом аппликации сделали снегирей, способом рельефной лепки – синичку. Разучивали много стихов и пальчиковых гимнастик о зимующих птицах. Провели выставку работ «Зимующие птицы».
В феврале решили побаловать птиц: наколоть на ветки кусочки яблок (в этом году в садах был богатый урожай). С интересом наблюдали, как птицы лакомились угощением.
Однажды мы были свидетелями того, как синички с воробьями защищали от голубей свою кормушку. Голубям кусочки батона дети бросали на снег. Птицы быстро съедали угощение и пытались залезть в кормушку, но маленькие птички кружили над ними, щебетали, некоторые пытались клюнуть. Когда дети поняли, что синички с воробьями победили, захлопали дружно в ладоши.
Для подсчёта прилетающих к нам покормиться птиц, мы выбрали 3 дня – с 14 по 16 февраля, на всех кормушках на территории ДОУ в течение 25 минут. В результате подсчета выяснилось, что за эти дни к нам прилетело около сотни разных птиц.
Заключительным аккордом стало развлечение «Птицы – наши друзья». Родители помогли изготовить шапочки птиц (воробья, синицы, снегиря). Дети читали стихи, играли – было здорово!
На будущий год обязательно продолжим работу в этой номинации.